О кафедре «Коммерция и маркетинг»
Современный маркетинг – один из основополагающих видов деятельности участников рынка, где успеха не добиться, если не знать до тонкостей состояния и перспективы его важнейших сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка.
В современной России резко возрос интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг в условиях конкурентного рынка, который является важной составляющей деятельности предприятий. Российская практика породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуациях. Маркетинг связан со всеми функциями предприятия и играет координирующую роль хозяйственной деятельности предприятия.
Сегодня отечественный предприниматель не имеет достаточных знаний и опыта в области маркетинга, использует ограниченный круг подходов при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач, а это, как правило, приводит к снижению эффективности деятельности предприятия. Роль маркетинга в кризисе становится основополагающей. Только с помощью маркетинга можно оптимизировать производство, занять открывшиеся ниши и, что немаловажно, привлечь крупные инвестиции.
В условиях современного развития российской рыночной экономики во всех отраслях народного хозяйства становятся все более необходимыми всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты в области маркетинга, которые принесут на предприятия новые знания, новое мышление.
Именно поэтому, в условиях растущей потребности в специалистах нового профиля в Республике Дагестан, подготовку специалистов по маркетингу осуществляет выпускающая кафедра «Коммерция и маркетинг», которая укомплектована высококлассными специалистами - профессорами, доцентами, имеющие ученые степени доктора и кандидатов экономических наук, а также на кафедре преподают руководители различных государственных служб. Кафедра имеет учебно-материальную базу, оснащенную современной компьютерной технологией.
Подготовка специалистов в области маркетинга ведется на основе образовательной программы, утвержденной государственным образовательным стандартом, и включающий в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы производственной и преддипломной практик.
Кафедра коммерции и маркетинга всегда поощряет и развивает любую инициативу студентов, направленную на получение знаний. С этой целью на кафедре функционирует кружок по маркетингу. Кафедра постоянно расширяет связи с предприятиями, заключает договора о сотрудничестве с крупными организациями, министерствами с тем, чтобы студенты могли проходить производственную практику. В договорах с предприятиями кафедра акцентирует внимание на то, что студенты имеют определенные теоретические знания и нуждаются в практике применения их в реальных производственных условиях.
Сегодня от грамотного использования маркетинговых инструментов зависит успешность любого предприятия. От квалификации маркетолога зависит способность компании, а значит, и её работников выжить в неблагоприятных для бизнеса условиях. Причем уже сейчас видны результаты работы специалистов в некоторых компаниях, которые позволили им не, только не потерять рынок, но и укрепить свое присутствие в отдельных его сегментах.
Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно-правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования. Такие специалисты особенно нужны республике, так как имеют глубокие знания по проблемам управления предприятием в современных условиях.
Хороший уровень подготовки специалистов в области маркетинга как по научно-теоретической так и практической подготовке помогает адаптировать свои профессиональные навыки применительно к любой сфере народного хозяйства.
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия. Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.
Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно - правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования.
Специалист в области маркетинга способен профессионально работать в предприятиях, предпринимательских структурах и организациях различных отраслей и форм собственности на должностях руководителей, главных и ведущих специалистов.
Выпускник специальности «Маркетинг» может осуществлять аналитическую, организаторскую и преподавательскую деятельность во всех областях системы управления.
Многие выпускники кафедры хорошо зарекомендовали себя, работая на руководящих должностях. Среди выпускников кафедры есть директора предприятий, начальники и ученые, такие как: Абдурашидова А. М. – исполнительный директор ММЦ «Дагестан-Москва»; Изиев К.А. – зам.главы администрации г. Махачкала; Газимагомедов И.Р. – председатель Дагпотребсоюза; Билалов И.М. – начальник управления соц. защиты г. Махачкалы; Гаджимагомедов Г.А. – директор Россельхозбанка; Изамутдинов И.М. – представитель Республики Дагестан в Курской области и др.
При кафедре имеется аспирантура и магистратура. Аспиранты и студенты кафедры принимают активное участие в научных грантах и конференциях. Специализацией кафедры является «Маркетинг в промышленности». В современных условиях специалисты в данной области конкурентоспособны и востребованы.