О кафедре

КАФЕДРА ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В 1987 г. на базе кафедры вычислительной математики ДГУ были созданы две кафедры: Информатики и вычислительной техники (ИВТ) и Прикладной математики. Интересы компьютеризации вуза подтолкнули извне процесс распада родительской кафедры, ранее уже раздираемой внутренними противоречиями: разнородность учебных дисциплин, рассогласованность научных интересов преподавателей и учебных дисциплин, множественные и разрозненные направления исследований и др.

После перехода в 1982 г. зав. кафедрой вычислительной математики ДГУ проф. Алишаева М. Г. в Дагестанский политехнический институт (и вследствие данного перехода) перечисленные проблемы обострились и через пять лет тенденция к распаду приобрела необратимый характер.

Влияние раскола на судьбу как сотрудников кафедры так и собственно математического факультета ДГУ следует признать неоднозначным. С одной стороны –учебные дисциплины (теоретическая механика и др.), не вполне соответствующие уточненным направлениям новых кафедр, были переданы на другие кафедры ДГУ, часть преподавателей перешла на физический и экономический факультеты ДГУ. С другой – новые кафедры получили возможность сконцентрироваться на преподавании дисциплин заданного направления, качество преподавания компьютерных дисциплин на математическом факультете улучшилось.

Стартовый состав кафедры ИВТ: Абукова А.М. (лаборант), Магомедов А.М. (в 1987 г. – и.о. зав. кафедрой), Ханикалов Х.Б. (в 1987 г. – начальник ВЦ ДГУ), Шихиев Ш. Б. (к.ф.-м.н., доцент), Залова Л. М., Идрисов А. М., Муртазаев А. К. (в настоящее время д.ф.-м.н., чл-кор. РАН), Каримов М.Г. (впоследствии д.ф.-м.н., профессор, 1951-2012 гг), Калантаров Г. Г.

В последующие годы в работу кафедры включились Халилов А. И. (д.т.н., зав. кафедрой ИВТ с 1989 по 1994 г г.), Мирзоев М. Р. (к.ф.-м.н., доцент, руководитель одного из вузов РФ), Алишаева О. М., Алибеков Б. И. (д.т.н. с 2013 г.), Якубов К. Я. (к.ф.-м.н., доцент, в настоящее время – зам. декана ФМ и КН), Раджабов К.Я. (к.э.н., доцент, в настоящее время – декан факультета «Прикладная информатика» ДГИНХ), Рамалданова Т. О., Амирова Н.М., Гаджикурбанова Т. А., Раджабова Н. Ш. (к.ф.-м.н., доцент).

Динамически развивающаяся кафедра ИВТ со временем заметно переросла рамки, очерченные ее названием. Постепенно выкристаллизовался постоянный состав кафедры и к 2008 году на кафедре сложились две научные школы: 1) информатика и информационные технологии, 2) дискретная математика и математическая кибернетика. К этому времени участие преподавателей кафедры в работе всероссийских и международных конференций и представление научных статей в высокорейтинговые журналы приняли стабильно массовый характер. В связи с подготовкой к двухуровневому обучению студентов по новой специальности, преподаватели кафедры предприняли труд по изучению десятков новых учебных дисциплин, а также по подготовке учебно-методических материалов по ним; соответственно, была выполнена беспрецедентно объемная работа по самообразованию и повышению квалификации в центральных вузах РФ и за рубежом.

На новом этапе в учебно-методическую и научно-исследовательскую работу кафедры влились молодые и перспективные преподаватели Мирзабеков Я. М. (старший преподаватель) и Лугуев Т. С. (в настоящее время – к.ф.-м.н., доцент, в 2012 г. прошел повышение квалификации в университете «Южная Флорида», США).

Де-факто свершившееся событие – рождение новой кафедры дискретной математики и информатики – закреплено в новом наименовании кафедры (2008 г.). Эхо описанных процессов отозвалось через 3 года переименованием всего математического факультета (теперь – факультет математики и компьютерных наук).

Качество учебно-методической работы кафедры оценивается как хорошее, а уровень научно-исследовательской деятельности – как весьма высокий (по таблице рейтинговых показателей вузовских кафедр). В частности, только за последние два года (2011-2013) по кафедре ДМиИ защищены 2 докторские и 2 кандидатские диссертации, еще 2 кандидатские диссертации подготовлены к защите.

Кафедра гордится своими студентами, магистрами, аспирантами и выпускниками. По результатам анкетирования можно заключить, что и студенты положительно оценивают уровень преподавания кафедральных дисциплин.