О кафедре

 

Из истории кафедры

          Кафедра математического анализа была создана в 1958 году. Будучи заведующими кафедрой, большое содействие на становление её учебно-методической базы оказали: доцент Н.Ф. Кануков, доцент С.Д.Мейланов, доцент М.А. Балитинов, профессор Р.Г. Алиев.

         В разные годы на кафедре плодотворно работали также доцент Э.И. Абдурагимов, профессор М.Г. Алишаев,  доцент М.А. Валиев, доцент Н.М. Гасанов, профессор М.М. Гехтман, ст. преподаватель С.Н. Джалалова, доцент В.Р. Кардашов, ст. преподаватель М.А. Муртазалиев, профессор Х.Ш. Мухтаров, доцент И.В. Ценов, доцент Н.К. Фаталиев, доцент А.Р.Эфендиев, профессор В.Я. Якубов, доцент А.Р. Хаиров, доцент Д.Р. Гайдаров, доцент А.М. Омарова, доцент Ш.Г. Гамидов,профессор А.И.Вагабов, профессор В.А.Абилов.

 

В настоящее время на кафедре работают:

  • Рамазанов Абдул-Рашид Кехриманович, профессор, доктор физико-математических наук, заведующий
  • Аджиева Халжат Избуллаевна, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Алейдаров Сейдулла Мителимович, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Амучиева Татьяна Сулеймановна, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Ибрагимова Белла Муслимовна, старший преподаватель,  кандидат физико-математических наук
  • Магомедова Вазипат Гусеновна, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Эмирова Ирина Султановна, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Джалилова Мадина Сабировна, преподаватель.

 

Перспективный план

развития кафедры математического анализа

на 2018-2022 гг.

Кафедра математического анализа Дагестанского государственного университета руководствуется  в своей деятельности  Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. №1061 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»;  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. №301;  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. №1259; Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р «О концепции развития математического образования в Российской Федерации»; Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2015 г.  №1193;  другими нормативными актами ДГУ.

Кафедра организует и осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, обеспечивая качественную подготовку квалифицированных специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

I. Научная деятельность кафедры (Сроки -  2018-22 гг.)

Работа кафедры в этой области направлена на развитие фундаментальных и прикладных исследований путем привлечения молодых преподавателей, аспирантов и студентов к активной научно- исследовательской работе по актуальным проблемам математики и ее преподавания, а также на повышение качества образования по дисциплинам кафедры.

Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава кафедры  планируется осуществлять по следующим направлениям:

1. Теория аппроксимации функций полиномами, рациональными дробями, сплайнами.

2. Экстремальные задачи теории приближения.

3. Ортогональные системы функций.

4. Краевые задачи для дифференциальных уравнений.

5. Функционально-дифференциальные уравнения в гильбертовом пространстве.

6. Численные методы анализа.

В области научно-исследовательской работы с молодыми преподавателями, аспирантами и студентами на кафедре планируется подготовить и представить к опубликованию в рецензируемых журналах совместных научных статей по актуальным проблемам математики, а также организовать их активное участие в работе научных школ и конференций по проблемам математики и ее преподавания. 

Научно-исследовательская работа студентов с более широким охватом студентов традиционно проводится также путем организации научного семинара для студентов: Избранные вопросы математического анализа.

Планируется продолжить работу по подготовке студентов к участию во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. 

 II. Учебно-методическая деятельность кафедры

Учебно-методическая деятельность кафедры направлена на  обеспечение образовательного процесса по дисциплинам кафедры качественными учебно-методическими материалами.

1.  Модернизация образовательных программ с учетом современных технологий проектного и сетевого обучения для достижения высокого уровня подготовки выпускников – математиков. (Сроки - до начала каждого уч.года)

2.  Своевременный пересмотр, обсуждение и принятие новых рабочих программ дисциплин кафедральных курсов, разработка новых контрольно-измерительных материалов для дополнения фондов оценочных средств. (Сроки -  2018-22 гг.)

3.     Внедрение в учебный процесс новых методик организации и проведения различных видов учебных занятий с использованием современных технических средств обучения, дидактических материалов, обучающих и контролирующих программ. (Сроки -  2018-22 гг.)

4. Изучение и обобщение положительного опыта методической работы преподавателей кафедры,  других кафедр факультета и других вузов.     (Сроки -  2018-22 гг.)

5. Качественное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обучения по кафедральным дисциплинам путем подготовки лекций (в частности, электронных), учебников, учебно-методических пособий и других методических разработок. (Сроки -  2018-22 гг.)

6. Совершенствование организации самостоятельной работы студентов, посредством разработки и внедрения новых форм контроля.                    (Сроки -  2018-22 гг.)

III. Организация учебного процесса

Роль кафедры в учебном процессе заключается в организации квалифицированной преподавательской деятельности и направлена на получение студентами и аспирантами качественных теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей практической деятельности, что требует дальнейшей модернизации образовательных программ:

1.  Для достижения достаточного уровня ресурсного обеспечения учебного процесса по направлению Математика создать на факультете  дополнительно одну  мультимедийную аудиторию. (Сроки - до 2020 г.)

2.  Принять по направлению Математика в магистратуру 10 наиболее подготовленных выпускников бакалавриата и в бакалавриат 40 талантливых выпускников школ. (Сроки - с 2018 г.)

3.  Пересмотреть рабочие программы магистратуры и бакалавриата по направлению Математика с целью существенного повышения их научно-методического уровня. (Сроки -  до начала 2018-19 уч.года)

IV. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (Сроки -  2018-22 гг.)

Деятельность кафедры в области повышения квалификации направлена на формирование высокопрофессионального коллектива научно-педагогических работников с достаточно высоким опытом научно-педагогической деятельности  в области математики и перспективных молодых преподавателей.

         1. Организовать не менее одного раза в три года курсы повышения квалификации каждого преподавателя кафедры, в том числе в ведущих научно-образовательных учреждениях высшего профессионального образования страны.

         2. Добиться активного участия всех преподавателей кафедры  в работе факультетского научно-методологического семинара.

V. Сотрудничество с другими научными и академическими учреждениями (Сроки -  2018-22 гг.)

Продолжить сотрудничество с Отделом  математики и информатики Дагестанского научного центра Российской Академии Наук.

В области академического сотрудничества более активно привлекать к чтению лекций и проведению мастер-классов преподавателей ведущих российских вузов.

Поддерживать и развивать связи кафедры с ведущими специалистами и кафедрами других вузов.

VI. Воспитательная работа со студентами (Сроки – 2018-22 гг., согласованно с Планом воспитательной работы факультета)

Согласно планам учебно-воспитательной работы преподаватели проводят воспитательные мероприятия в общежитии и учебных аудиториях ДГУ, организуют культурно-массовые мероприятия и научно-практические конференции студентов.

Особое внимание уделяется встречам с участниками Великой Отечественной Войны.

Организуются «круглые столы» со студентами в общежитиях ДГУ  по актуальным проблемам правового воспитания молодежи.

Перспективный план развития кафедры обсужден и принят на заседании кафедры математического анализа 29 декабря 2017 года.

Программа цифрового развития                                                         

  кафедры математического анализа                               

 факультета математики и компьютерных наук         

    Дагестанского государственного университета

                                                                          на 2020-25 годы

Цели

- Развитие и модернизация образовательной деятельности кафедры на основе современных образовательных технологий и единства образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности.

- С учетом перспектив и потребностей региона в высококвалифицированных кадрах профилей математики и компьютерных наук модернизация материальной базы для повышения уровня образовательной и научно-исследовательской работы кафедры с помощью цифровых методов и технологий.

 

Задачи

- Обеспечение профессиональной подготовки на современном уровне:

а)  в бакалавриате по направлению Математика и компьютерные науки;

б) в магистратуре по направлению Математика (профиль Математический анализ);

в) в аспирантуре по направлению Математика и механика (профиль Вещественный, комплексный и функциональный анализ).

- Развитие кадрового потенциала кафедры и качественное повышение уровня научно-исследовательской деятельности кафедры.

- Повышение привлекательности, конкурентоспособности и качества образовательных программ и установление на основе современных технологий более тесных связей с потенциальными абитуриентами в школах и других образовательных учреждениях региона для повышения качества набора студентов.

 

Ключевые направления

- Создание собственных цифровых баз данных учебных материалов.

- Внедрение в дисциплины кафедры современных информационных технологий, цифровых сервисов и программных продуктов с целью формирования инновационных компетенций выпускников.

- Использование массовых онлайн курсов ведущих вузов.

- Участие в международных и всероссийских научных конференциях, повышение уровня научных публикаций, участие в конкурсах на получение грантов.

 

Ожидаемые результаты

А)  Значительное обновление цифровых баз данных всех видов учебных материалов.

В этом направлении уже разработаны  и подготовлены к апробации в соответствии с рабочими программами дисциплин электронные лекции, задания для самостоятельной работы по всем темам каждого модуля и варианты контрольных работ по каждому модулю для следующих кафедральных учебных дисциплин:

 

Факультет математики и компьютерных наук

1) Теория интерполирования, 2 курс, направление Математика (маг);

2) Вопросы кодирования компактных множеств, 2 курс, направление Математика (маг);

3)Классы функций и вопросы теории приближения функций , 1 курс, направление Математика (маг);

4) Математический анализ, 2 курс, направление МиКН (бак);

5) Математический анализ, 2 курс, направление ФИИТ (бак);

6) Кратные интегралы и ряды, 2 курс, направление ФИИТ (бак);

7) Классы функций действительных переменных, 4 курс, направление МиКН (бак);

8) Теория сплайнов и их приложения, 2 курс, направление ПМИ (бак);

9) Методика преподавания математики, 4 курс, направление Математика (бак);

10) Кратные интегралы и ряды, 2 курс, направление ПМИ (бак);

11) Математический анализ, 1 курс, направление ФИИТ (бак).

 

Другие факультеты

         1) Математика, 1 курс, направление Фундаментальная и прикладная химия (специалитет), Химический фак-т;

         2) Математический анализ, 1 курс, направление ИСиТ (бак), Фак-т информатики и инф-х технологий);

3) Математический анализ, 1 курс, направление ИБ (бак), Фак-т информатики и инф-х технологий);

4) Математические методы в исторических исследованиях, 3 курс, направление История (бак), Исторический фак-т;

5) Математика, 1 курс, направление Экология (бак), Институт ЭиУР;

6) Математический анализ, 1 курс, направление Электроника и Наноэлектроника (бак), Физический фак-т.

 

  Б) В развитие кадрового потенциала кафедры и качественное повышение уровня научно-исследовательской деятельности кафедры организовано сотрудничество с Отделом математики и информатики ДФИЦ РАН и налажена совместная научно-исследовательская деятельность с привлечением молодых специалистов, аспирантов и магистрантов.

Тематика научно-исследовательской работы кафедры направлена, в частности, на выполнение следующих научных проектов, требующих

использования современных цифровых информационных систем и технологий:

1) Исследования по рациональным сплайн-аппроксимациям новой конструкции:

- аппроксимативные свойства в различных метриках;

- оптимальные условия отсутствия явления Гиббса в случае разрывных функций.

2) Приложения рациональных сплайн-аппроксимаций новой конструкции:

 - к решению нелинейных дифференциальных уравнений;

- в прикладных задачах  автоматизированного геометрического проектирования с большим объемом данных;

-  в прикладных задачах прогнозирования и  задачах фильтрации результатов физических измерений и экономической деятельности при обработке больших объемов данных.

 

В) Качественное улучшение профориентационной работы путем укрепления и развития сотрудничества с учреждениями образования республики, в частности,  установления на основе современных технологий более тесных связей с потенциальными абитуриентами с целью повышения качества набора студентов.

 

 

Требуемые ресурсы

1) Компьютеры, принтеры и другое необходимое оборудование, чтобы  создать  два  АРМ  в кабинетах 3-81 и 3-82 для преподавателей кафедры.

2) В перспективе путем привлечения грантовых средств, а также  с помощью спонсоров организовать в аудитории 3-85 кабинет с современной материально-технической базой для научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и аспирантов.