Абдулмалик Гасамутдинович Юсуфов: штрихи к портрету
Юсуфова Абдулмалик Гасамутлинович прошел путь от студента до заведующего кафедрой. Был создателем кафедры физиологии растений и дарвинизма, и возглавлял ее в течение 40 лет. Он сделал очень много для развития биологической науки, для подготовки профессиональных кадров. И, наряду с Дагестанским государственным университетом, внес вклад в культурное становление Табасаранского Района.
Родился Абдулмалик Юсуфов в Табасаранском районе 10 июля 1930 г. в селении Гурик, жители которого и раньше славились своей просвещенностью, поскольку в селе было медресе. Рос, как бы сейчас сказали, в обстановке духовности. По обеим родительским линиям предки были религиозными просветителями, учеными-богословами, правоведами. Учился в начальной школе в родном селе, а завершил среднее образование в Хучнинской школе (1949). Детство совпало с трудным довоенным, военным и послевоенным временем, полным лишениями и напряженного повседневного труда: дома, школе, колхозе. Младшеклассником собирал колоски после уборки урожая. В старших участвовал в скирдовании, обмолоте, транспортировке зерна. Времена были голодные, но домой с полей забирать ничего не разрешали: проверяли строго. А представьте: семья из 13 человек, в том числе и незамужние сестры его отца и всего 1 кг зерна в день, которые получали по талонам в райцентре. Туда надо было прийти, выстоять очередь и вернуться обратно. Иногда с пустыми руками. Получалось, что мужчина в хозяйстве был только один – мой отец, как самый старший из детей (его отец допоздна задерживался на службе в финотделе в райцентре). На начало войны Абдулмалику было 10 лет. А ведь многие работы в хозяйстве были мужскими, к примеру – дрова. Деревья рубить запрещалось, поэтому приходилось собирали хворост. Он вспоминал, как жутко в зимнее время было ходить с сестрой по снегу в лес, где встречались голодные волки.
А еще была почетная обязанность читать письма фронтовиков их семьям и под диктовку родственников писать ответы. Ведь женщины были неграмотны. А мужчины воевали.
У тех, кто учился по-настоящему, а именно таким был отец, много времени и сил забирала школа. Учился с завидным увлечением и трудолюбием. И учеба для него была потребностью, а не обязанностью. И в этом не последняя роль учителей. Представьте приезжих учителей из Ярославля, Краснодара, Осетии. Это люди совершенно другого мира: грамотные, воспитанные, интеллигентные. Конечно, стать такими было не только пределом желания, но почти несбыточной мечтой. Ведь из села так просто не уедешь, даже на учебу – паспортов сельские жители не имели и нужна была рекомендация сельсовета.
Тем не менее, он вошел в стены Дагестанского пединститута им. С. Стальского в 1949. Обучался на факультете естествознания. В 1953г. Получил диплом с квалификацией учителя биологии и химии. Институт находился на перекрестке улиц Дахадаева и Маркова. Это был центр города. Такие хорошо нам знакомые объекты, как республиканская Центральная больница, Анжи-базар, стадион Труд относились к окраинам города и были окружены виноградниками, кукурузой и пустырями с нефтекачками.
Город тогда занимал ограниченную территорию с не асфальтированными улицами без освещения. Но функционировали высшие учебные заведения (педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и женский (горянок) институты), где обучалось много приезжих студентов, эвакуированных из оккупированных войной регионов Северного Кавказа и других городов (Симферополь). Многие из них зимой ходили в кирзовых сапогах и персидских галошах, носили ватные фуфайки. Но не это было главным.
Главной была учеба, и студенты старались хорошо учиться, в том числе и ради стипендии, которая не назначалась ниже «хорошо». Однако добиться этого было нелегко по причине отсутствия учебной литературой. Поэтому для подготовки к экзаменам студентам приходилось оставаться в аудиториях после занятий, чтобы группой читать вслух и запоминать содержание какого-то источника литературы. Городская библиотека им. А.С. Пушкина, находившаяся около прежней 2-й школы, быстро заполнялась читателями, и попасть туда всегда было нелегко – приходилось ждать своей очереди, когда кто-нибудь выйдет. Домой отправлялись уже после 22 часов.
Быт в студенческие годы был тоже нелегким. До 1950 г. еще сохранялась карточная система. Жители и студенты вузов ходили заранее к магазинам занимать очередь за хлебом, где не всегда удавалось отовариваться. Спасал студентов лишь рынок, расположенный на территории нынешнего здания правительства с разнообразной дешевой и вкусной рыбой. После отмены карточной системы, когда на столах общепитов появилось обилие хлеба, стало возможным поесть досыта.
Несмотря на прилежание в учебе, обучение в пединституте мало давало для формирования исследовательских навыков. Задачи того времени были другие: они были направлены на подготовку специалистов во всех областях, которых остро не хватало, в том числе и учителей.
Абдулмалик Гасамутдинович остро почувствовал пробелы в своем образовании, когда в рамках подготовки национальных кадров был рекомендован на вакантное место в аспирантуру Ленинградского университета (1953-1956) биолого-почвенного факультета по кафедре дарвинизма. Конечно это был культурный и научный шок: Маститые ученые, профессура с дворянской внешностью и манерами. Оборудованные лаборатории. Коллективные обсуждения. Но он сумел ликвидировать свое отставание чтением научной литературы, проведением экспериментов и активным участием в обсуждениях. К периоду завершения учебы в аспирантуре была готова диссертация «Сравнительное изучение способности к корне- и побегообразованию у листовых черенков». Однако ее защита состоялась только в декабре 1959 г., что было связано с необходимостью опубликования ее результатов в печати.
После возвращения из Ленинграда в 1957-1960 гг. отец работал научным сотрудником лаборатории физиологии растений Дагестанского НИИ сельского хозяйства, где был занят изучением роли обработки семян в растворах микроэлементов в повышении урожайности сортов кукурузы. Эксперименты не дали ощутимых результатов, тем не менее, отдельные их моменты были опубликованы.
В 1961 г. он приглашен старшим преподавателем кафедры ботаники Дагестанского государственного университета, для чтения курсов: физиологии растений, микробиологии, генетики и дарвинизма. Ленинградская школа и полученный научный задел сыграли свою роль. К этому периоду А.Г. Юсуфовым были сформулированы основные идеи его последующих исследований по регенерации растений, с активным вовлечением студентов и первых аспирантов (Абдуллаева Т.М., Гаджиева И.Х.).
В 1963 г. он утвержден в звании доцента кафедры. А в 1965 г. советом ДГУ рекомендован в докторантуру, поскольку уже был накоплен серьезный научный материал. Для завершения исследований был командирован в Ботанический институт им. В.Л. Комарова АН СССР (г. Ленинград), где стал стажером лаборатории физиологии роста и развития растений.
На семинаре ботанического сада института (директор профессор Н.А. Авронин) он доложил свои материалы по теме диссертации. И ему порекомендовали расширились задачи выяснением роли нуклеиновых кислот и пигментов пластид в тканях черенков в реализации процессов регенерации. Возникла задача освоения соответствующих методов, для чего он пользовался помощью сотрудников ряда лабораторий института. По завершении срока стажировки (1967 г.) на общем семинаре опять обсуждались результаты экспериментов с включением новых данных по содержанию нуклеиновых кислот и пигментов пластид в тканях листовых и стеблевых черенков с окончательной формулировкой темы диссертации «Исследования по регенерации у двудольных растений». Защита ее состоялась 18 мая 1968 г. на совете того же института. Оппоненты профессора С.А. Соколов, Р.Х. Турецкая и Д.А. Комиссаров. Ведущим учреждением выступил Институт физиологии растений АН СССР (г. Москва). Отзыв ведущего учреждения – института физиологии растений был подписан академиками А.Л. Курсановым и М.Х. Чайлахяном. Защита диссертации прошла успешно, а диплом доктора биологических наук был получен в октябре 1968 г.
А потом было присуждение звание профессора (1970), создание кафедры физиологии растений и дарвинизма, которую возглавлял до 2013 г. На кафедре была сформирована научная школа по теоретическим и прикладным вопросам регенерации, эволюции и устойчивости онтогенеза.
Все это способствовало плодотворным исследованиям, результаты которых нашли отражение и в многочисленных статьях (около 300), книгах (10) и учебных пособиях, за что Абдулмалик Гасамутдинович был дважды удостоен диплома МинВУЗа СССР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Юсуфов А.Г. состоял членом ученых советов по докторским диссертациям (Тбилиси, Махачкала). Его энциклопедический кругозор в области биологии и философии позволил быть членом редколлегии известных научных журналов: Известия ВУЗов Северного Кавказа (Ростов-на-Дону), Историко-биологические исследования (Санкт-Петербург), Вестник ДГУ (Махачкала). Выступал на международных конгрессах (София, Прага, Москва, Санкт-Петербург и др.).
Под его руководством защищено 16 кандидатских и 4 докторских диссертаций. Среди его аспирантов были представители из Сирии, Йемена и Лаоса. Он оппонент многочисленных докторских (Минск, Тбилиси, Москва, Санкт-Петербург, Махачкала) и кандидатских диссертаций.
Им организованы научные конференции в Даггосуниверситете по теоретическим вопросам регенерации растений (1975, 1985 гг.). А ведь это совсем непросто удостоиться такой миссии, тем более в то время. Это признание научных заслуг и важности результатов исследования.
И конечно же он принял активное участие во Всероссийской конференции 2010 г. «Закономерности распространения, воспроизведения растений и животных», посвященной его 80-летию.
И с каким восторгом и воодушевлением он воспринял известие, что XIV съезд Русского Ботанического Общества России будет проводиться в Махачкале в 2018 году. Он готовился к встречам, обсуждениям и выступлениям.
Эти воспоминания несколько протокольные и полностью не раскрывают его сущности. Он ведь по жизни был очень разноплановым человеком и противоречивым. В нем сочеталось, казалось бы, несочетаемое.
Глубоко и истинно верующий, с детства окруженный просветительско-религиозным мировозрением, он воспринял учение Ч. Дарвина, считая его пророком науки, а для себя - незыблемым авторитетом. И с самого начала своей научной деятельности в аспирантуре он стремился рассматривать все факты в эволюционном аспекте.
Родившийся и выросший в глубокой провинции, он сумел дорасти до мировой науки, воспринять светскую культуру, но не потерять себя и своей идентичности. Не отринуть свои корни и до конца сохранить понимание своей национальной принадлежности.
Будучи от природы интеллектуально одаренным, свой природный интеллект он не ставил особо высоко. Он считал, что все, чего он достиг – это благодаря неиссякаемому трудолюбию, усидчивости, целеустремленности. Его работоспособность, действительно позволяла ему быть продуктивным, сделать больше, чем некоторым; видеть то, что не дано было другому. Он быстро ориентировался в научной информации, поскольку имел аналитический ум и великолепную память. Умел четко формулировать свои мысли, придавать им логику, поэтому без натуги писал научные труды. Вот этот нематериальный труд был смыслом и стимулом его жизни.
Ему интересно было разговаривать с людьми, любил дискутировать, умел слушать аргументы. Был неплохим рассказчиком, общительным, остроумным. Очень любил хорошие компании и застолья, дорожил своим кругом друзей и знакомых.
Ценил в людях порядочность. Сам был принципиальным, но в нем не было боевитости, способности пробивать стены. Энергичность и настойчивость у него была только в науке. На остальное он не считал нужным тратить силы и энергию, в том числе и на материальное.
Судьба была щедра к нему на знакомства с неординарными личностями в лице таких ученых, как Н.В. Тимофеев-Ресовский,
П.А. Генкель, М.Х. Чайлахян, А.Л. Тахтаджян, А.Л. Курсанов,
А.В. Яблоков и другие. Я назвала эти фамилии, потому всех их, что кроме Н.В. Тимофеева-Ресовского, имела честь знать лично. Учителя и окружение дали ему то, что должны были дать: указали дорогу (научное направление), возможность поверить в свои силы, просто человеческую поддержку.
Это очень важно, когда идеи других тебе близки и понятны, и ты не одинок, найдя одобрение в лице известного ученого. И с этой точки зрения, знакомство с А.В. Яблоковым, который проявил взаимный интерес, было подарком судьбы, определившим дальнейшую дорогу в науке. Их совместная работа была напряженной, но творческой и интересной. И плодотворной. В результате увидел свет Учебник для университетов – «Эволюционное учение», первое издание которого состоялось в 1976. А с 1981-2006 было еще пять переизданий. Я думаю, многие могут сказать, что они ученики Абдулмалика Гасамутдиновича, даже будучи незнакомы, потому что учились и учатся по его книгам.
Неоценима его роль в культурном становлении родного села Гурик. А в масштабах Табасаранского района такой вклад еще больше. Он бескорыстно способствовал получению высшего образования выходцам района. На биологическом факультете Дагестанского государственного университета, где сам преподавал, получили высшее образование 13 жителей селения Гурик. Не были обойдены вниманием другие факультеты и другие вузы республики. Он всегда был готов оказать материальную и духовную поддержку (накормить, дать кров, денег на дорогу, приодеть из своего гардероба, замолвить слово за слабого студента, пособить с общежитием). Об этом тоже можно говорить в смысле вклада в просвещение.
Такой он был в рабочей обстановке. А что же дома? Жил скромно, без всяких мирских излишек. От бытовой стороны он был отстранен, вследствие непригодности. В научных вопросах дома главным и суровым критиком была мама – тоже биолог. Именно она проверяла и корректировала все его труды, поскольку была очень грамотным человеком. Но если на работе он лояльно относился к оппонентам, то дома возражений и критики в свой адрес не любил. И совершенно не терпел возражений от меня. Дома он был скуп на хорошие слова: и я их никогда не слышала, да как-то и не ждала. Дома любил тишину и рабочую обстановку, нельзя было даже передвинуть его карандаш или переложить бумаги. К нам, своим детям, он был суров, но всегда беспокоился о нас с сестрой, хотя не показывал этого. И совсем другое, трепетное отношение у него было к внукам. Совсем другое: он баловал их, и им было много позволено.
Абдулмалик Гасамутдинович очень любил свою дачу: копать, поливать ему было за удовольствие. Позже, когда уже физически не мог всего себя посвящать даче, он перестал ее посещать, чтобы не расстраиваться. Но увлекся рыбалкой. И для него важен был сам процесс, а не результат. Папа был совершенно никудышным рыбаком. Не дано ему это было – вся рыба проплывала мимо. И соседи-рыбаки, в знак солидарности, отдавали ему по паре рыбешек, чтобы он домой вернулся не с пустыми руками.
Были в его жизни разные ситуации. В том числе и трагические. Он очень пострадал от автоаварии и долго восстанавливался.
И вот, когда, наконец, возвратилась уверенность в себе и в свои интеллектуальные возможности – его жизнь совершенно неожиданно оборвалась. Это произошло в конце первого дня 14 съезда РБО, 18 июня. Он встретил всех, всех увидел, дал интервью и … ушел.
К сожалению, вместе с Абдулмаликом Гасамутдиновичем и ему подобными ушла целая эпоха. Это были умные, строгие и ответственные люди. Они работали на науку и жили интересами общества и государства.