КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Заведующая кафедрой к.ф.н., доцент Гаджимирзоева Олеся Сабировна
Кафедра русского языка как иностранного была организована в 1979 году, когда впервые в Дагестан приехали учиться студенты из республики Кубы и из Лаоса. Первоначально обучение русскому языку велось на основных факультетах, а в декабре того же года был открыт подготовительный факультет для иностранных учащихся, где и начала работать кафедра русского языка.
За годы существования кафедры более 2000 иностранных граждан из стран Азии, Африки и Латинской Америки прошли здесь языковую подготовку. Многие из них после окончания вуза стали крупными руководителями, видными деятелями науки и образования.
Преподаватели кафедры РКИ прошли повышение квалификации в ведущих вузах России, таких как МГУ, РУДН, Институт русского языка им. А.С. Пушкина, СПбГУ, Ростовский госуниверситет, Воронежский госуниверситет. Преподаватели кафедры являются высококвалифицированными специалистами, имеют большой опыт педагогической и методической работы.
Преподаватели кафедры занимаются разработкой теоретических и методических вопросов преподавания русского языка, в том числе разработкой вопросов национально-ориентированной методики, а также изучением проблем психологической адаптации, межкультурной коммуникации, типологии, педагогики и т.д.
Общая цель обучения русскому языку студентов-иностранцев является комплексной, включающей в себя практическую (коммуникативную), образовательную и воспитательную цели, которые тесно связаны с задачами подготовки специалистов для зарубежных стран. Образовательная и воспитательная цели могут быть реализованы лишь при условии достижения студентами определенного уровня владения языком, поэтому коммуникативная цель является ведущей. Эта цель осуществляется путем формирования у студентов необходимых языковых (фонетика, грамматика) и речевых умений в чтении, аудировании, говорении и письме.
В настоящее время кафедра ведёт обучение по 3 направлениям:
1) обучение русскому языку с нулевого уровня, а также языку различных специальностей с иностранными гражданами, обучающимися на подготовительном факультете ДГУ;
2) обучение иностранных студентов, магистров и аспирантов, обучающихся на основных факультетах ДГУ;
3) организация и проведение курсов по русскому языку как иностранному.
На подготовительном факультете кафедра русского языка осуществляет подготовку иностранных граждан по очной форме обучения – основной вариант (38 и 34 недели) и сокращенный срок обучения – 25 недель при 40-часовой учебной неделе по следующим аспектам:
- нейтральный стиль речи
- научный стиль речи
- литература (для групп гуманитарных специальностей)
Со студентами-иностранцами основных факультетов проводятся занятия по курсу «Русский язык» для студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических и филологических факультетах; для иностранных аспирантов и магистров (естественнонаучный и технический профили обучения).
При работе с иностранными студентами, обучающимися на основных факультетах ДГУ, кафедра русского языка как иностранного проводит обучение по очной и заочной формам (Ближнее Зарубежье).
Для достижения качественного уровня обучения иностранных студентов при кафедре функционируют специализированные кабинеты русского языка, оснащенные учебно-методической литературой и наглядностью. В учебный процесс внедряются новые информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения.
Преподаватели кафедры интенсивно используют лингафонный кабинет, в котором проводятся занятия с иностранными гражданами, обучающимися, как на подготовительном, так и на основных факультетах ДГУ. Здесь проводятся занятия по корректировке слухопроизносительных навыков, формированию и корректировке лексико-грамматических навыков, развитию навыков аудирования, занятия по обучению изложению и записи лекций. Кроме того, в лингафонном кабинете собран материал для самостоятельной работы иностранных студентов во внеурочное время.
Большое внимание преподаватели уделяют развитию учебно-познавательного интереса у учащихся в процессе обучения русскому языку. С этой целью организуются познавательные и ролевые игры, создаются профессионально-значимые ситуации, ситуации познавательного спора и учебно-речевого общения. Обучение русскому языку осуществляется при обязательном включении профессиональных тем, содержание которых соответствует направлениям подготовки студентов в университете.